Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Сотрудники ИПМИ работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

Участники встречи с заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Патрушевым
10 декабря 2025
Победители конкурса грантов Президентского фонда природы встретились с заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Патрушевым

Проект по изучению биоразнообразия арктической природы в Национальном парке "Паанаярви" был отмечен на встрече заместителя председателя Правительства России Дмитрия Патрушева с победителями конкурса грантов Президентского фонда природы. Его представили директор Ассоциации "Север-Центр", начальник отдела международного сотрудничества Карельского научного центра РАН Александра Смирнова и директор Национального парка "Паанаярви" Михаил Плющенков.
Выступление Александры Камовой на совещании по итогам 2025 года
8 декабря 2025
Сотрудники лаборатории «Вилга» представили научные разработки в сфере агротехнологий на совещании по итогам 2025 года в Минсельхозе

Сотрудники лаборатории агротехнологий «Вилга» Отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН приняли участие в совещании «Итоги сельскохозяйственного сезона 2025 года и планы на 2026 год», проходившего в поселке Ладва. Они рассказали об основных направлениях работы лаборатории, а также научных разработках.
5 декабря 2025
Ольга Бахмет предложила КарНЦ РАН в качестве площадки для проведения научной конференции, посвященной изучению водоемов Карелии

Доктор биологических наук Ольга Бахмет приняла участие в работе Совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, который состоялся 2 декабря в Петрозаводске. Активное участие в работе Совета приняли представители исполнительной и законодательной власти Республики Карелия, ученые и представители бизнес-сообщества. Основная тема Совета – перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Карелии, освоение водорослевых ресурсов Белого моря, увеличение объемов и выпуск новых видов производимой продукции.
Команда проекта-победителя. Справа – ихтиолог ИБ КарНЦ РАН Денис Ефремов
4 декабря 2025
Проект по внедрению искусственных гнезд-инкубаторов икры стал победителем «Зеленой премии–2025»

Российский экологический оператор наградил победителей «Зеленой премии — 2025». Лучшим проектом в номинации «Устойчивые практики в АПК» признана «Полноцикловая технология с применением искусственных гнезд-инкубаторов икры». Устройства, предназначенные для восстановления молоди лососевых рыб, разработаны в Карельском научном центре РАН и апробированы совместно с АО «Кольская ГМК» (Норникель). Гнезда-инкубаторы успешно применяются на реках севера Карелии и Мурманской области.
Награду Александру Пигину вручал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
3 декабря 2025
Литературовед Александр Пигин удостоен Макариевской премии за труд «Сказания XVII–XVIII веков Каргопольской земли»

Ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Александр Пигин получил I премию памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за свой труд «Сказания XVII–XVIII веков Каргопольской земли. Святые и святыни Челмогорской, Хергозерской, Кенской и Лебяжьей обителей». Макариевская премия является одной из главных в России наград в области гуманитарных наук.