Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Сотрудники ИПМИ работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

Памятник Ирине Федосовой в Петрозаводске
6 ноября 2025
Глава Карелии поблагодарил коллектив КарНЦ РАН за вклад в создание памятника Ирины Федосовой

Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков отметил вклад, внесенный в создание памятника выдающейся заонежской сказительнице Ирине Федосовой в Петрозаводске специалистами Карельского научного центра РАН. Соответствующее благодарственное письмо руководитель республики прислал в адрес коллектива КарНЦ РАН.
XVIII Яснополянский международный экологический форум проходил 27–31 октября
5 ноября 2025
Гендиректор КарНЦ РАН Ольга Бахмет рассказала об исследованиях карельских ученых в Арктике на площадке Яснополянского форума

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет выступила в рамках Стратегической сессии XVIII Яснополянского международного экологического форума. Она представила опыт арктических исследований карельских ученых. Эксперты проводят комплексный мониторинг состояния наземных и водных экосистем Севера. Большое внимание уделяется исследованиям медико-биологических и социальных проблем населения территорий Арктики.
На выставке в честь столетия Владимира Шубина в Экомузее КарНЦ РАН
2 ноября 2025
Жизнелюб Владимир Шубин: коллеги поделились воспоминаниями об известном лесоводе и микологе в день его столетия

В день столетия заслуженного деятеля науки РФ Владимира Шубина в Петрозаводске прошли памятные мероприятия: открытие мемориальной доски, заседание Ученого совета Института леса КарНЦ РАН, на котором коллеги поделились своими воспоминаниями, микологический лекторий для горожан, а также презентация выставки, на которой представлены документы, фотографии и другие личные вещи исследователя. Выставка будет работать в Экомузее КарНЦ РАН до 7 ноября.
Орден Почета
30 октября 2025
Двое ученых КарНЦ РАН получили высокие государственные награды

Сегодня, 30 октября 2025 года, в преддверии Дня народного единства руководитель Карелии Артур Парфенчиков вручил высокие государственные награды двум карельским ученым, представителям Института биологии КарНЦ РАН. Евгений Иешко был удостоен Ордена Почета, Нине Немовой была вручена медаль «За заслуги перед Республикой Карелия».
Памятная доска В.И. Шубину
29 октября 2025
Памятная доска выдающемуся лесоводу и микологу Владимиру Шубину открылась в Петрозаводске

29 октября исполнилось сто лет со дня рождения Владимира Ивановича Шубина, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, выдающегося лесовода и миколога, участника Великой Отечественной войны. В этот день в Петрозаводске открылась памятная доска ученому. На памятнике из конгломерата отражены основные объекты его исследований.