Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Исследование ученых КарНЦ РАН поможет проанализировать транспортную ситуацию в Петрозаводске

Математики Карельского научного центра РАН работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

4 декабря 2023
В Карелии появится первый определитель птиц для широкого круга читателей

Орнитологи Карельского научного центра РАН Мария Матанцева и Сергей Симонов приняли участие в создании буклета «Птицы Карелии». Исследователи работали над текстами для определителя, проиллюстрировал издание один из ведущих орнитологов России и профессиональный художник-анималист Вадим Рябицев. 
Черника, фото Надежды Гениковой
1 декабря 2023
Как восстанавливаются ягодные кустарнички на опушках вырубок, выясняют ученые из Карелии и Архангельской области

Изучение изменений растительного покрова, происходящих в экотонах — переходных зонах между вырубкой и лесом,— новое и актуальное направление в науке. В таких полосах формируется особый микроклимат, поскольку сохраняется влияние полога леса. Эти условия благоприятны для типично лесных видов растений. Так, на кромках вырубок активно плодоносят черника и брусника. Их плоды привлекают не только сборщиков ягод, но и животных и птиц. Как восстанавливаются кустарнички в первые годы после рубки, исследуют ученые из Карелии и Архангельской области.
Валентина Каргинова-Губинова, старший научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики КарНЦ РАН.
28 ноября 2023
Карельские экономисты оценили изменение эффективности производственно-хозяйственной деятельности при ее экологизации

Соотношение экономической эффективности и справедливости при экологизации производств признано фундаментальной проблемой XXI века. Экологические действия сопряжены с финансовыми потерями. Для достижения справедливости нужны налоговые льготы, государственные и муниципальные поручительства и субсидии. Об этом на заседании Ученого совета КарНЦ РАН рассказала Валентина Каргинова-Губинова, старший научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики КарНЦ РАН.
28 ноября 2023
Проекты ученых КарНЦ РАН поддержаны грантами Российского научного фонда

Проекты ученых Карельского научного центра РАН поддержаны грантами Российского научного фонда. Они касаются развития внутреннего и международного въездного туризма в российской Арктике, изучения закономерности формирования структуры популяций лесного северного оленя, выявления закономерностей формирования сообществ почвенных нематод в условиях растительных инвазий и изучения паразитарной инвазии цестоды в карповых рыбах.
Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет и директор ООПТ Михаил Плющенков
21 ноября 2023
Карельский научный центр РАН и национальный парк «Паанаярви» заключили соглашение о сотрудничестве

Заключено соглашение о сотрудничестве Карельского научного центра РАН и национального парка «Паанаярви». Документ подписали генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет и директор ООПТ Михаил Плющенков. Территория нацпарка с его уникальными природными объектами, климатическими особенностями, редкими видами растений и животных давно привлекает карельских ученых. Полученные договоренности позволят активизировать научные исследования в этом уникальном месте Карелии.