"Карелия", №83 от 8 ноября 2012 г.
Республика Карелия с ее сырьевой специализацией экономики относится к регионам с низкими доходами. Существуют ли способы повышения эффективности нашей экономики? Этому был посвящен доклад доктора экономических наук, главного ученого секретаря Президиума Карельского научного центра РАН Юрия Савельева, прочитанный на днях в стенах учреждения. Его тема: «Повышение конкурентоспособности и инновационное развитие региона». Вот, в частности, что было сказано о том, может ли в числе передовых регионов оказаться Карелия?
Чем определяются конкурентные преимущества
Говоря о конкурентных преимуществах региона, учитывают естественные (первичные) и создаваемые (вторичные) факторы. Приоритетное использование естественных факторов способствует, как правило, узкой специализации региона, размещению на его территории отдельных «звеньев», зачастую связанных с добычей ресурсов. Создаваемые факторы способствует освоению новых видов производств, расширению ассортимента выпускаемой продукции, переориентации рынков сбыта и в целом больше отвечают задаче повышения эффективности экономики.
Базовыми секторами экономики нашей республики являются горнопромышленный и лесопромышленный комплексы. Собственниками отдельных предприятий этих комплексов зачастую оказываются структуры, зарегистрированные в других регионах, куда уходят и налоги от такой деятельности. Поскольку добавленная стоимость, которая создается в этих секторах экономики, вывозится, республика в конечном итоге остается ни с чем.
Так, например, Костомукшский ГОК является структурной частью дивизиона «Северсталь-Ресурс» компании «Северсталь» со штаб-квартирой в Череповце Вологодской области. Поскольку существующая практика обязывает предприятие платить налоги по месту регистрации юридического лица, то происходит перекачивание доходов в бюджет соседней области, что не выгодно региону-донору. С другой стороны, подобное соседство может оказаться выгодным, если при разработке стратегии развития территории учесть факторы интеграционного взаимодействия с соседями и не считать республику находящейся во враждебном окружении.
Таким образом, конкурентоспособность территории определяется не только конкурентными преимуществами, но и грамотностью их применения. При этом в качестве дополнительных ресурсов и возможностей региона следует рассматривать именно вторичные конкурентные преимущества, а также их гармоничное сочетание с первичными.
Почему мы бедны
Экономическая деятельность различается величиной создаваемой добавленной стоимости. В относительно более выгодном положении находятся регионы, в которых развиты виды экономической деятельности, связанные с производством конечных продуктов. К таким видам относятся обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, финансовая деятельность и т.п.
Карелия с ее сырьевой специализацией экономики производит продукты «промежуточного потребления». Среднегодовое значение валового регионального продукта (ВРП), исчисленного за пять лет на душу населения здесь составляет 141, 5 тыс. руб. (среднероссийское значение – 189,7 тыс. руб.) В Северо-Западном федеральном округе это один из самых низких показателей. Позади Карелии только Псковская область.
Показатель ВРП, измеряющий валовую добавленную стоимость, является одним из базовых для сравнительного анализа. Его значение для большинства регионов (для 60 субъектов РФ) лежит в пределах от 38 до 217 тыс. руб. на человека. Для остальных 23 субъектов он колеблется от 217 до 933 тыс. руб. на человека.
Следует отметить, что по величине региональных экономических различий Россия значительно опережает не только развитые, но и развивающиеся страны. Если в США или Европе региональный продукт на душу населения различается по территориям в 3–5 раз, то в России – более чем в 25 раз (подобная разница в ВРП характерна для самых отсталых стран). На протяжении последнего десятилетия самым низким он был в Ингушетии, самым высоким – в Тюменской области (справедливости ради стоит, однако, отметить, что реальный уровень жизни в иных субъектах РФ выше, чем это следует из статистики).
Сравнительный анализ экономических показателей, делает вывод Ю. Савельев, указывает на региональные диспропорции в распределении добавленной стоимости, что отражается на налоговом потенциале регионов, структуре и размерах доходов региональных бюджетов. Такое положение наряду с концентрацией доходов в федеральном центре усугубляет существующие диспропорции в социально-экономическом развитии, закрепляет сырьевую специализацию многих регионов, способствует миграционному оттоку населения.
К новым продуктам и новым рынкам
Выявленные закономерности способны помочь выработке стратегии структурной модернизации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности. Такая стратегия для каждого из регионов может существенным образом различаться. Для сырьевых, к которым относится Карелия, применима комбинированная стратегия, отличительной чертой которой является сочетание традиционной специализации со встраиванием во внешние цепочки добавления стоимости.
При выработке Стратегии социально-экономического развития РК на период до 2020 г. приоритетными названы следующие направления экономической деятельности. Это производство строительных материалов и переработка руд, поддержка интенсивных сельскохозяйственных производств, углубленная переработка древесины, культивирование и переработка рыбных и морских ресурсов, развитие региональной энергетики с использованием возобновляемых энергоресурсов, развитие туризма, использование культурно-исторического и природного потенциала республики, развитие международных транспортных услуг.
Виды экономической деятельности перечислены в последовательности, отражающей переход от секторов, использующих естественные факторы к секторам, использующим создаваемые факторы, в том числе межотраслевое кооперирование, создание новых для региона наукоемких производств и продуктов, выход на новые рынки.
Механизмы поддержки и научный потенциал
Для того чтобы инновационное развитие республики происходило планомерно и целенаправленно, необходимо продумать механизмы, стимулирующие этот процесс. В докладе Савельева рассмотрены следующие элементы стратегии поддержки.
Прежде всего, по мнению ученого, следует выстроить систему стратегического планирования в инновационной сфере, включающую и межрегиональные проекты. При этом, очевидно, не обойтись без определения приоритетов государственной поддержки в научно-инновационной сфере, формирования экспертного сообщества из числа ученых и специалистов с привлечением их к обоснованию управленческих решений, без стимулирования связи образования и науки с производством.
Одновременно следует продумать и поддержать систему межотраслевых инновационных проектов, направленных на развитие производств, связанных с переработкой отходов, внедрением «зеленых» технологий, повышением энергоэффективности и рациональным природопользованием.
Очень важна активная позиция органов государственной власти, а также научного сообщества, которое призвано предложить к обсуждению новые проекты и идеи. Ученым уже теперь есть что предложить.
– Выдвинутые идеи не должны попадать в «безвоздушное пространство», – заметил председатель КарНЦ РАН Александр Титов, – их должен подхватить некий конвейер и далее в пошаговом алгоритме довести до конечного звена.
По мнению Савельева, региональным оператором, воспринимающим инновационные идеи и доводящим их до практической реализации, может стать «Корпорация развития Республики Карелия». Акционерное общество с таким названием, имеющее задачей сопровождение инвестиционных проектов, создано в июне 2011 года.
И хотя есть и идеи, есть и «конвейер», взаимодействие с наукой в целях повышения конкурентоспособности региона еще предстоит отстроить.
* * *
В результате обсуждения ученое сообщество заключило, что Юрий Савельев прочел один из лучших в 2012 году докладов по экономике. Автору рекомендовано переработать материал, сделав его частью более глубокого междисциплинарного анализа, что могло бы пойти на пользу как ученому сообществу, так и структурам государственной власти как главному фактору, от которого зависит развитие экономики.
Сергей Хохлов