"Карелия", №98 от 04 декабря 2014 г.
«Республика Карелия остается территорией высоких институциональных рисков, что одновременно снижает потенциал развития региона и неизбежно повышает его шансы остаться в аутсайдерах российской экономики». Такой вывод сделан группой ученых Института экономики Карельского научного центра РАН по результатам собственного исследования качества институциональной среды региона. Результаты исследования были представлены научной общественности 27 ноября на заседании Президиума КарНЦ РАН доктором экономических наук Татьяной Морозовой, заведующей отделом моделирования и прогнозирования регионального развития. Исследование показало, что наша институциональная среда имеет «низкое качество и не соответствует стратегии развития региона».
Прежде чем говорить о деталях «приговора» ученых карельской экономике, следует разобраться, что же такое институциональная среда (термин этот весьма часто употребляется в современной экономической науке) и на основании чего сделаны неутешительные выводы о ее низком качестве.
По определению Википедии, институциональная среда есть совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Это своего рода правила игры, в которых осуществляется экономическая деятельность.
По результатам анализа официальных документов (в том числе статистических данных), интервьюирования представителей хозяйствующих субъектов, домохозяйств, исполнительных органов власти, соотнесения полученных данных с результатами проводившихся ранее исследований, ученые Института экономики пришли к неутешительному выводу, что экономика региона находится в глубокой депрессии, а развиваться ей мешает ряд особенностей.
К депрессивным признакам регионального развития можно, например, отнести постоянный финансовый дефицит, деиндустриализацию, разрушение социальной и производственной инфраструктур, социально-демографическую деформацию, миграционный отток наиболее активной части населения и ряд других.
Один из наиболее показательных факторов институциональной среды указывает на несовершенство рынка труда и низкую привлекательность жизни в регионе – 40% трудоспособных граждан республики изъявляет готовность сменить постоянное место жительства ради перспективной работы. Вывод о несовершенстве рынка труда ученые дополняют графиками невысокого качества занятости городского населения и чрезвычайно низкого – сельского.
Сложившиеся «правила игры», по мнению ученых, характеризуются тем, что региональная власть, по сути, перестала быть творческим звеном, она лишь «ретранслирует» принимаемые на федеральном уровне решения, не стремясь ликвидировать разрыв властных устремлений от чаяний населения. Управленческие решения, как правило, непрозрачны, а ответственность за их последствия низка.
– Представьте себе, – обратился к докладчику председатель Карельского научного центра РАН Александр Титов, что в зале перед вами не ученые, а члены правительства. Институциональная среда существенным образом влияет на экономическую жизнь в республике и сегодня она неблагоприятна. И мы задаем вам вопрос как ученому-эксперту: «Что нам нужно сделать, чтобы улучшить эту среду?»
– Один из способов действий в подобной ситуации, – отвечала Татьяна Морозова, – предложил академик Виктор Полтерович. Он заключается в следовании системе принятия управленческих решений в режиме интерактивного взаимодействия. Эксперименты, которые проводил в этом направлении Полтерович, дали обнадеживающий результат. Внедрение подобной системы у нас возможно при условии, что региональная власть будет в этом заинтересована. Однако сегодня мы видим, что она работает в рамках тех схем, которые задает федеральная власть, на эксперименты идет формально, к принятию решений в режиме интерактивного взаимодействия вряд ли готова.
По результатам важного научного доклада рекомендаций правительству выработано не было.
По словам директора Института экономики Юрия Савельева, исследование не завершено, его коллегами сделан лишь первый шаг в изучении институциональной среды. Объект исследования многомерен, методология, инструментарий только нарабатываются. Отдел институционального развития регионов во многом является пионером в данном направлении исследований (и не только в России). Его сотрудникам часто приходится двигаться вперед методом проб и ошибок. Вопросы о том, что нужно сделать, чтобы улучшить институциональную среду и как она влияет на развитие региона, по мнению Юрия Савельева, пока задавать преждевременно. Это станет возможным, когда качество институциональной среды ученые попытаются оценить количественно. Это и должно быть осуществлено на следующем этапе исследований, когда механизмы его будут усовершенствованы, а специально разработанные математические модели все сведут к цифрам, с которыми можно работать, давая математически четкие прогнозы и рекомендации.
Сергей Хохлов