Как в условиях домашнего эксперимента можно выделить молекулу ДНК из банана? Об этом узнали ученики 8 класса Средней общеобразовательной школы №3 на занятии в лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН. Мероприятие для школьников провели научный сотрудник лаборатории Марина Зарецкая и стажер-исследователь Даниил Аторин.
Во время теоретической части занятия ребятам напомнили про структуру молекулы ДНК и рассказали о ее роли в биологических процессах, о том какие бывают мутации и их последствиях, к каким заболеваниям они приводят.
У растений и животных молекула ДНК находится в ядре клетки. Чтобы «извлечь» ДНК нужно подготовить специальный раствор, который разрушает клеточные стенки и ядерные мембраны. Как оказалось, этого можно добиться при помощи реагентов, которые есть на любой кухне: поваренной соли, пищевой соды и средства для мытья посуды.
Соль и сода нужны для приготовления раствора с определенной устойчивой концентрацией ионов водорода. К нему добавляется детергент — вещество, которое уменьшает поверхностное натяжение воды и способствует ее проникновению в поры и между волокнами. В роли детергента выступает средство для мытья посуды. В присутствии буферного раствора оно позволяет разрушить клеточные мембраны, так нити ДНК окажутся свободно плавающими.
Размятый банан соединили с полученным раствором и поместили в термостат на 15 минут на 60 градусов. В домашних условиях рекомендуется использовать водяную баню. Далее, чтобы отфильтровать разрушенные стенки клеток можно использовать фильтровальную бумагу или марлю. В лаборатории с этой целью применяют центрифугу. Видимые глазу белые нити ДНК в пробирке можно получить после процесса осаждения, оно происходит при добавлении этилового спирта.
— Пробу мы выбрали, чтобы расширить кругозор по теме биологии и химии. В школе мы провели диагностику, по результатам которой выявили слабые знания по естественно-научным дисциплинам. У ребят в восьмом классе пока только начинаются уроки химии, у них не было опыта работы с лабораторными пробирками и пипетками, ступками. Интересно познакомиться с работой лаборатории генетики, посмотреть, как выглядит научное оборудование. Думаю, это хорошая практика и занятие пошло на пользу! — поделилась Яна Сабанцева, куратор проекта «Билет в будущее» в СОШ №3, учитель английского языка.
Напомним, занятия по проекту «Билет в будущее» в КарНЦ РАН продлятся до 23 ноября. В рамках проекта школьники из первых уст могут узнать о работе химика-аналитика, лаборанта химического анализа, геолога-минералога, археолога. Количество учащихся на посещение ограничено, необходима предварительная регистрация.
Запись на профессиональные пробы ведет педагог-навигатор через свой личный кабинет на портале проекта. Расписание профессиональных проб доступно после регистрации.
Новости
17 октября 2024
Новое направление занятий по проекту «Билет в будущее» представили в КарНЦ РАН
В Карельском научном центре РАН стартовали занятия по федеральному проекту «Билет в будущее». В рамках проекта школьники из первых уст могут узнать о работе химика-аналитика, лаборанта химического анализа, геолога-минералога, археолога. В этом году ученые представляют новое направление профориентации: знакомство с работой генетика и молекулярного биолога. Первыми на занятии побывали ученики 8 класса Средней общеобразовательной школы №3 с углубленным изучением иностранных языков г. Петрозаводск.
В Карельском научном центре РАН стартовали занятия по федеральному проекту «Билет в будущее». В рамках проекта школьники из первых уст могут узнать о работе химика-аналитика, лаборанта химического анализа, геолога-минералога, археолога. В этом году ученые представляют новое направление профориентации: знакомство с работой генетика и молекулярного биолога. Первыми на занятии побывали ученики 8 класса Средней общеобразовательной школы №3 с углубленным изучением иностранных языков г. Петрозаводск.
Смотрите также:
13 декабря 2024
Водородная энергетика и добыча железной руды: ученые рассказали об исследованиях в стратегически важных отраслях
Эксперты в области физико-математических и геологических наук представили результаты своих исследований на заседании Ученого совета КарНЦ РАН. Старший научный сотрудник ИПМИ КарНЦ РАН Екатерина Костикова рассказала, как построение математических моделей применяется в разработке и использовании материалов для водородной энергетики. Доклад главного научного сотрудника Института геологии КарНЦ РАН Александра Слабунова был посвящен полосчатым железистым кварцитам Костомукшского месторождения – важным для экономики и уникальным для науки горным породам.
Эксперты в области физико-математических и геологических наук представили результаты своих исследований на заседании Ученого совета КарНЦ РАН. Старший научный сотрудник ИПМИ КарНЦ РАН Екатерина Костикова рассказала, как построение математических моделей применяется в разработке и использовании материалов для водородной энергетики. Доклад главного научного сотрудника Института геологии КарНЦ РАН Александра Слабунова был посвящен полосчатым железистым кварцитам Костомукшского месторождения – важным для экономики и уникальным для науки горным породам.
9 декабря 2024
Ученые исследуют эффективность способов борьбы с борщевиком и степень их нагрузки на почву
Влияние борщевика Cосновского на сообщества почвенных нематод изучают в лаборатории паразитологии животных и растений ИБ КарНЦ РАН в рамках нового исследования. С точки зрения фундаментальной науки, его результаты расширят понимание характера расселения почвенных организмов и их взаимоотношения с растениями. Прикладной аспект заключается в тестировании различных способов борьбы с борщевиком, оценке их эффективности и воздействия на почвенные экосистемы. Эксперименты на Агробиологической станции КарНЦ РАН дали первые результаты.
Влияние борщевика Cосновского на сообщества почвенных нематод изучают в лаборатории паразитологии животных и растений ИБ КарНЦ РАН в рамках нового исследования. С точки зрения фундаментальной науки, его результаты расширят понимание характера расселения почвенных организмов и их взаимоотношения с растениями. Прикладной аспект заключается в тестировании различных способов борьбы с борщевиком, оценке их эффективности и воздействия на почвенные экосистемы. Эксперименты на Агробиологической станции КарНЦ РАН дали первые результаты.
6 декабря 2024
Результаты исследований почв карельских ученых пополняют общероссийские и мировые базы данных
Карельская школа почвоведения играет заметную роль в изучении почв в России. В КарНЦ РАН им занимаются специалисты трех научных подразделений: Института леса, Института биологии и Отдела комплексных научных исследований. Во Всемирный день почв ученые рассказали о своей работе в научно-популярном формате. Мониторинг загрязнения, оценка запасов углерода, исследование торфяных почв и изучение почвенных организмов – об этом и многом другом узнали 5 декабря посетители Экомузея КарНЦ РАН.
Карельская школа почвоведения играет заметную роль в изучении почв в России. В КарНЦ РАН им занимаются специалисты трех научных подразделений: Института леса, Института биологии и Отдела комплексных научных исследований. Во Всемирный день почв ученые рассказали о своей работе в научно-популярном формате. Мониторинг загрязнения, оценка запасов углерода, исследование торфяных почв и изучение почвенных организмов – об этом и многом другом узнали 5 декабря посетители Экомузея КарНЦ РАН.
5 декабря 2024
Карельские биологи изучают влияние круглосуточного освещения на рост сельхозкультур
Правильное освещение сельскохозяйственных культур может повысить урожайность и пищевую ценность продукции, а также снизить ее стоимость. При этом избыток света может быть вреден для растений не меньше, чем его недостаток. Поиском оптимальных свето-темновых циклов для автоматизированных «фабрик растений» занимаются ученые Института биологии КарНЦ РАН.
Правильное освещение сельскохозяйственных культур может повысить урожайность и пищевую ценность продукции, а также снизить ее стоимость. При этом избыток света может быть вреден для растений не меньше, чем его недостаток. Поиском оптимальных свето-темновых циклов для автоматизированных «фабрик растений» занимаются ученые Института биологии КарНЦ РАН.