Новости
Авторы работы с С.П. Маненковым, главой Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа
23 апреля 2025
Мобильность сотрудников может стать ключом к развитию арктических предприятий

Ученые определили, что фактор труда, а именно численность сотрудников, сильнее влияет на выручку компаний арктических районов России, чем капитал этих организаций. Такая зависимость особенно ярко проявилась в регионах с развитой дорожной сетью. Это связано с тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными, что в условиях Арктики можно считать ключевым фактором экономического роста.
Полученные данные могут помочь оптимизировать меры государственной поддержки и планирование инфраструктурных проектов в Арктической зоне России. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале «Арктика: экология и экономика».

Источник новости: сайт Российского научного фонда

Арктическая зона России имеет значительный экономический потенциал, поскольку здесь находятся крупные запасы нефти, газа и редкоземельных металлов. Однако в Арктике производственные ресурсы распределены крайне неравномерно, а транспортная сеть развита недостаточно. Эти проблемы препятствуют активному развитию региона, и даже существующие меры государственной поддержки, такие как особый налоговый режим, оказываются не всегда эффективны, поскольку часто не учитывают пространственные особенности территорий.

Ученые из Карельского научного центра РАН выяснили, что улучшение связности территорий внутри региона поможет сбалансировать экономический рост в Арктике.

Авторы проанализировали деятельность компаний, находящихся в 37 округах и районах европейской части российской Арктики. Исследованные территории входят в состав Мурманской области (17 территорий), Ненецкого автономного округа (2 территории), Республики Карелия (6 территорий), Республики Коми (4 территории) и Архангельской области (8 территорий).

Исследователи изучили показатели выручки компаний, размеры их активов и численности сотрудников за 2017–2022 годы, что позволило проследить экономическую динамику в регионе. При анализе авторы учитывали фактор географического соседства территорий и показатели их реальной транспортной доступности.

Оказалось, что трудовые ресурсы, выраженные в численности сотрудников, в два раза сильнее влияют на выручку организации, чем ее капитал. При этом влияние трудовых ресурсов было тем сильнее, чем лучше была транспортная связанность между территориями. Это говорит о том, что инфраструктура — в частности, развитая дорожная сеть — играет важную роль в экономическом состоянии района. Интересно, что простое географическое соседство территорий оказалось менее значимым фактором их экономического взаимодействия, чем наличие надежных транспортных связей.

Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний, в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.
Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по:
а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний,
в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.


Это влияние можно объяснить тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными. Работники могут оперативно перемещаться между объектами, предприятиям легче привлекать квалифицированные кадры, а кооперация между компаниями повышает производительность без значительных капиталовложений. В арктических реалиях, где основные фонды — например, критически важное и дорогое оборудование — часто используются неполноценно из-за сурового климата и сезонных ограничений, именно гибкость трудовых ресурсов становится ключевым фактором экономического роста.

«Наши результаты убедительно показывают, что устойчивое развитие Арктики требует комплексного подхода, выходящего за рамки простого финансового стимулирования. Эффективность использования трудовых ресурсов здесь напрямую зависит от качества транспортной инфраструктуры. Мы рекомендуем уделить особое внимание созданию широтных транспортных коридоров, которые смогут преодолеть разобщенность арктических территорий и обеспечить более равномерное распределение экономических возможностей по всему региону. Также, с учетом постепенного исчерпания потенциала преференциального режима Российской Арктики, все большую актуальность приобретает усиление региональной и муниципальной специфики мер экономической поддержки. В дальнейшем мы планируем осуществить комплексное экономико-социологическое исследование условий труда и социальной инфраструктуры на арктических территориях. Это позволит глубже понять специфику и взаимосвязь процессов разного уровня — от индивидуального (человеческого капитала) до уровня региональных социально-экономических систем», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Александр Волков, старший научный сотрудник отдела комплексных научных исследований Карельского научного центра РАН.

Фото из архива А. Волкова / ОКНИ КарНЦ РАН

Смотрите также:

Участники Международной школы «Взаимодействие изотопов водорода с конструкционными материалами им. А.А. Курдюмова»
10 июля 2025
Математики КарНЦ РАН поделились в Сарове опытом моделирования взаимодействия изотопов водорода с конструкционными материалами

Международная школа «Взаимодействие изотопов водорода с конструкционными материалами им. А.А. Курдюмова» состоялась в городе Сарове Нижегородской области на базе Национального центра физики и математики. Карельские ученые выступили на ней с лекцией и докладами, посвященными вычислительному материаловедению – эффективному инструменту, позволяющему «пересчитать» экспериментальные данные на опытных образцах в масштабе реальных конструкций энергетических реакторов.
Благоустройство площадки перед Музеем геологии докембрия Института геологии КарНЦ РАН
8 июля 2025
В КарНЦ РАН проводятся работы в рамках текущего ремонта и готовятся проекты на капремонт

В Карельском научном центре РАН проводятся работы в рамках текущего ремонта. В их числе – замена систем горячего и холодного водоснабжения в корпусе Института геологии КарНЦ РАН, ремонт коридора на втором этаже в главном корпусе, замена светильников и батарей в кабинетах и лабораториях, идет активная подготовка к отопительному сезону. Работы также ведутся на Агростанции и научном стационаре «Корза».
Озеро Сундозеро в Кондопожской районе
7 июля 2025
Успешный вселенец: судак в Сундозере прижился и начал распространение дальше

Учёные Института биологии КарНЦ РАН опубликовали итоги многолетнего наблюдения за популяцией судака, вселённого в озеро Сундозеро более полувека назад. Результаты подтверждают натурализацию вида. Для сохранения популяции необходима регуляция промысла, охрана во время нереста и мелиорация нерестилищ.
Лед весной в устье реки Нижний Выг
26 июня 2025
Период ледяных явлений на реках, впадающих в Белое море, стал короче на три недели за последние 60 лет

На северных реках лед стал образовываться позднее, а сходить, наоборот, раньше. Это подтвердили карельские ученые, проанализировав данные морских и метеорологических наблюдений за 64 года в устьях рек, впадающих в Белое море в районе западного побережья. Из-за изменения климата период, когда реки покрыты льдом, стал короче на три недели. При этом наиболее резкие сокращения произошли за последние 30 лет, что соответствует тенденциям глобального потепления для водоёмов арктической зоны.
Anthocomus rufus – вид жуков, принадлежащих к семейству Мелериды – впервые обнаружен в Карелии с помощью пользователей iNaturalist
23 июня 2025
Гражданская наука и интернет-технологии помогают исследователям изучать насекомых Карелии

Более 30 ранее не встречавшихся в Карелии видов насекомых обнаружили энтомологи КарНЦ РАН по итогам своих экспедиций, а также с привлечением данных активных участников портала iNaturalist - открытой платформы для сбора данных о биоразнообразии.